Delphi для чего используется

Delphi для чего используется

Персональные инструменты

Delphi

Спроектировано Никлаус Вирт
Печать дисциплины Статическая, Строгая
OS Кроссплатформенное
Портал: embarcadero.com
Влияние
C#, Java

Delphi — (Де́лфи, произносится ˈdɛlˌfi:) — императивный, структурированный, объектно-ориентированный язык программирования со строгой статической типизацией переменных. Основная область использования — написание прикладного программного обеспечения. Первоначально носил название Object Pascal и исторически восходит к одноимённому диалекту языка, разработанному в фирме Apple в 1986 году группой Ларри Теслера. Однако в настоящее время термин Object Pascal чаще всего употребляется в значении языка среды программирования Delphi. Начиная с Delphi 7, в официальных документах Borland стала использовать название Delphi для обозначения языка Object Pascal.

Содержание

История развития языка

Основой языка Delphi послужил язык Паскаль, разработанный профессором Н.Виртом в конце 60-х годов специально для обучения студентов программированию. Паскаль был полностью процедурным языком, объектно-ориентированная парадигма была добавлена в Turbo Pascal. Object Pascal (диалектом которого является Delphi), является функциональным расширением языка Turbo Pascal.

Синтаксис

Операторы

Первый приоритет: -, not Второй приоритет: *, /, div, mod, and Третий приоритет: +, -, or, xor Четвертый приоритет: =, <>, , =

Типы данных

Types Ranges
Types Ranges

Строки Строкой называется последовательность символов, заключённая в одиночные кавычки: ‘это текстовая строка’. Логический тип Тип Boolean обеспечивает перечисление логических True и False значений.

Структура программы

Каждая написанная на языке Delphi программа состоит из заголовка программы, поля используемых модулей Uses (к примеру, Uses Windows, Messages, SysUtils и т.д.), который может не входить в саму структуру, а также блоков описания и исполнения (начинаются составным оператором begin и заканчиваются end). Пример программы:

Компиляторы

Embarcadero Delphi (ранее наз. CodeGear Delphi и Borland Delphi) — самый известный компилятор, который является последователем Borland Pascal и Turbo Pascal. Используется Win16 (Delphi 1), Win32 (Delphi 2 и позже), Win64 (Delphi 16 (XE2) и позже), а также .NET 1.x, 2.0 (Delphi 8, Delphi 2005-Delphi 2007). Поддержка .NET впоследствии выделена в отдельный продукт, известный как Oxygen.

Free Pascal (FPC) — бесплатный компилятор Оbject Pascal, который поддерживает различные диалекты Паскаля, включая Turbo Pascal, Delphi и собственные диалекты. На текущий момент, FPC может генерировать код для x86, x86-64, PowerPC, SPARC и процессоров ARM, а также для различных операционных систем, в том числе для Microsoft Windows, Linux, FreeBSD, Mac OS. Существует несколько сред разработки программного обеспечения для FPC (один из самых известных представителей — Lazarus).

Oxygene (ранее известен как Chrome) — компилятор Object Pascal, интегрированный в Microsoft Visual Studio. Также доступен в виде компилятора с командной строкой CLI. Использует .NET и моно платформы. В настоящий момент продаётся под маркой Embarcadero Delphi Prism.

MIDletPascal — компилятор, преобразующий исходный код в компактный и быстрый байт-код Java.

Virtual Pascal — Бесплатный компилятор для Win32, OS/2 и Linux. На тот момент очень быстрый и весьма совместимый (частично поддерживаются конструкции Delphi 5). Разработка окончилась в 2004 году, исходники открыты не были. С тех пор FPC ушёл намного вперед и в целом для программирования лучше он.

Инструменты разработки

Delphi 1. Вышедший незадолго до появления Windows 95, Delphi 1.0 был первым инструментом разработки приложений Windows (3.1), объединившим в себе оптимизирующий компилятор, визуальную среду разработки и мощные средства для работы с базами данных. Для языка Pascal это стало настоящим перевоплощением — он стал Object Pascal.

Delphi 2. Вышедшая через год 2-я версия Delphi предлагала все то же, но уже для 32-разряных версий Windows (95/NT), опять-таки став первым средством, сочетающим 32-битный компилятор, средства для работы с БД и визуальную среду разработки, поддерживающую OLE (а после выхода обновленной Delphi 2.01 — и ActiveX). Язык так же изменился, став ориентированным на 32-разрядное применение.

Delphi 3. Дальнейшее совершенствование Delphi по всем направлениям привело к выходу 3-й версии, имевшей расширенный набор инструментов для создания приложений благодаря поддержке COM и ActiveX. В этой версии также впервые был сделан акцент на возможности создания приложений для Интернета, а так же появился нетипизированный тип данных — variant.

Delphi 4. Еще одна ключевая веха развития. В этой версии было введено много нового и полезного для упрощения разработки приложений, включая новую среду с динамическими подсказками и т.д. Была усовершенствована модель работы с компонентами (VCL), появилась возможность быстрого использования таких технологий, как MIDAS, DCOM и CORBA. В этой версии так же был усовершенствован язык Object Pascal: появились новые черты, свойственные современному ООП, были введены новые типы данных, включая 64-битные.

Delphi 5. Изменений в Delphi 4 было так много, что, к сожалению, не обошлось без досадных накладок и ошибок. Результатом был выпуск 3-х пакетов обновлений (наши пираты продавали их под вывесками Delphi 4.1, 4.2 и 4.3). Но самым полным и правильным пакетом обновлений следует считать Delphi 5 — в этой версии было доведено до ума все то, что было начато в Delphi 4.

Delphi 6. С выходом шестой версии Borland провозгласила новую, кросс-платформенную эпоху в Delphi, параллельно выпустив версию Delphi для ОС Linux (Kylix 1.0). Теперь при создании приложения можно было выбирать его тип — для Windows, или же универсальное. Соответственно, к библиотеке VCL добавилась библиотека CLX, совместимая как с Windows, так и с Linux. Кроме того, в 6-й версии наконец-то появились "родные", а не чужеродные ActiveX, компоненты для работы с Интернетом, причем сразу в обоих вариантах — и для VCL и для CLX. Начиная с этой версии, сам язык программирования Object Pascal официально называется Delphi.

Delphi 7. Дальнейшее развитие Delphi 6, улучшенная библиотека CLX и новая корреспондирующая версия среды разработки под ОС Linux — Kylix 3. Вместе с тем, начиная с Delphi 7, Borland озаботилась вопросом совместимости с еще одной платформой — Microsoft .NET, для чего некоторые изменения были внесены как в VCL, так и в язык (и, соответственно, в компилятор). Delphi 8. Первая версия Delphi, ориентированная на работу с платформой Microsoft.NET. В этой версии разработчики изменили интерфейс среды, сделав его похожим на продукцию Microsoft — нового крупного акционера Borland. Поддержка, соответственно, была Kylix прекращена.

Delphi 2005. Менее чем через год после выхода Delphi 8, появилась новая версия, в которой вернули возможность работать в классическом стиле IDE при разработке приложений для Windows. Вместе с тем, Delphi 2005, в случае разработки приложений специально для платформы NET, позволяет работать не только с языком Delphi, но и с C#. При этом в сам язык Delphi были введены такие новшества, как оператор for…in и встраиваемые процедуры и функции.

Delphi 2006. Последняя версия Делфи, выпущенная фирмой Borland. Так же была выпущена облегченная версия — Turbo Delphi.

Delphi 2007. Версия, выпущенная CodeGear. Добавлена поддержка интерфейса Aero для Windows Vista.

Delphi 2009. Версия, выпущенная Embarcodero. Реализована поддержка Unicode в VCL и RTL, заменены обращения к о всем функциям Windows API на аналоги в Unicode, добавлены обобщенные типы и анонимные методы.

Delphi 2010. Поддержка Windows 7, компоненты для работы с касаниями и жестами, компоненты dbExpress теперь официально поддерживает Firebird.

Delphi XE (Delphi 2011). Добавлена поддержка для облачных вычислений.

Особенности языка

Изначально, язык ставил во главу стройность и высокую читаемость, поскольку был предназначен для обучения дисциплине программирования. Эта изначальная стройность, в дальнейшем, как по мере роста аппаратных мощностей, так и в результате появления новых парадигм, упростила расширение языка новыми конструкциями. Так, сложность объектного C++, по сравнению с C, выросла весьма существенно и затруднила его изучение в качестве первого языка программирования, чего нельзя сказать об Object Pascal относительно Pascal.

В Delphi формальное начало любой программы четко отличается от других участков кода и должно располагаться в определенном, единственном в рамках проекта, исходном файле с расширением dpr (тогда как другие файлы исходных текстов программы имеют расширение pas). В С-подобных языках программирования в качестве входа обычно используется глобальная функция или статический метод с именем main и определенным списком параметров, причём такая функция может быть расположена в любом из файлов исходного текста проекта.

В Delphi идентификаторы типов, переменных, а равно и ключевые слова читаются независимо от регистра: например идентификатор SomeVar полностью эквивалентен somevar.

В исходных файлах pas (которые, как правило, и содержат основное тело программы) на уровне языковых средств введено строгое разделение на интерфейсный раздел и раздел реализации. В интерфейсной части содержатся лишь объявления типов и методов, тогда как код реализации в интерфейсной части не допускается на уровне компиляции. Подобное разделение свойственно также языкам C/C++, где вводится разделение на заголовочные и собственно файлы реализации, но подобное разделение не обеспечивается на уровне языка или компилятора.

В Delphi метод или функция четко определяются зарезервированными для этого ключевыми словами procedure или function, тогда как в C-подобных языках различие обуславливается ключевым словом, определяющим тип возвращаемого значения.

Начало и конец программного блока выделяются ключевыми словами begin и end, тогда как в C-подобных языках программирования для этих целей используются фигурные скобки: <>. Таким образом, в Delphi достигается лучшая читаемость кода.

Delphi — это проприетарная среда разработки (IDE) для Pascal в Windows. Она реализует объектно-ориентированную версию языка. Среда разработки базируется на графическом интерфейсе, связанного с редактором исходного кода функции Delphi. Язык программирования завоевал популярность благодаря простоте использования при разработке графических приложений и программ, связанных с базой данных.

Массивы — основа программирования

Borland Software Corporation в 1995 году выпустила преемника Turbo Pascal — Delphi, интегрированную среду разработки, использующую свой собственный диалект Object Pascal для облегчения приложений Windows. По сравнению с IDE, функции Delphi имели беспрецедентную поддержку баз данных, создавая многомерную среду, позволяющую программистам писать код быстрее и с меньшим количеством ошибок, чем когда-либо прежде.

Читайте также:  Gog galaxy ошибка во время входа

Язык представлял собой универсальное средство для разработки приложений, включая редактор кода, визуальный дизайнер, который поддерживал кросс-платформенную разработку, интегрированный отладчик, механизм управления и поддержку сторонних плагинов. Редактор кода предложил разработчикам новые функции Delphi: анализ ошибок и рефакторинг.

Первоначально массив в Delphi-программе был статическим. Это означало, что его размер должен был быть известным во время написания кода.

В четвертой версии к языку были добавлены новые функции Delphi — динамические массивы, которые различались по размеру. Разработчику не нужно было объявлять размер при написании кода, и он мог программно изменять его, создавая ссылку, и, фактически, не выделяя память для содержимого.

В последней версии, прежде чем размещать данные, устанавливают длину при помощи удобной процедуры SetLength. Теперь, когда длина установлена, присваивают значения, аналогично тому, как это выполняется со статическим массивом функции Delphi. При этом динамические индексируются нулем.

Если в ходе работы программы нужно изменить размер — со статическими массивами это просто невозможно, а с динамическими — легко реализуемо. Для этого вызывают SetLength и используют вновь выделенные элементы в массиве. После того как размер изменен, оригинальные элементы по-прежнему находятся в нем и никакие данные не будут потеряны.

Статистические и динамические массивы

Статические массивы функции Delphi на самом деле являются просто указателями на непрерывную область памяти, которая была выделена для хранения нужного количества данных. Компилятор выполняет математические операции, чтобы превратить индекс в указатель на один элемент в массиве, а динамические, с другой стороны, добавляют уровень косвенности.

Динамический массив — это запись, содержащая информацию о нем, включая размер, количество элементов и указатель на статический. Когда вызывается SetLength, происходит несколько процессов:

  1. Поле размера обновляется.
  2. Новый (внутренний) статический массив функции Delphi 7 выделяется с новым размером.
  3. Элементы старого статического копируются в новый.
  4. Указатель статического изменяется на новый.

Если в текущей позиции внутреннего статического массива достаточно места для перераспределения, и существует одна переменная, ссылающаяся на массив, происходит только шаг № 1. Все это реализуется каждый раз, когда изменяют его длину.

Если есть другие переменные, которые ссылаются на тот же массив, старый статический не будет удален. Всякий раз, когда изменяется размер динамического массива, он будет скопирован, что означает перебор в памяти. Время, которое требуется, пропорционально размеру, например, копирование из 20 элементов занимает больше времени, чем из 10.

Строковые операторы

Подобно любому языку программирования, в Delphi переменные выполняют функцию заполнителя, используемого для хранения значений. Переменную, содержащую конкретный массив символов объявляют типом String. Delphi имеет качественный ассортимент строковых операторов, функций и процедур.

Перед назначением данных String переменной требуется знать четыре строковых типа. Короткая строка функции Delphi — Shortstring. Это подсчитанный массив (ASCII) символов, содержащий до 255 знаков в строке. Первый байт этого массива хранит длину. Этот принцип функционирования был основным в Delphi 1 (16-битный Delphi) и создавал переменную с именем small, максимальная длина которой составляла 50 символов.

Когда присваивают значение переменной Short String, строка усекается. Особенно если она превышает максимальную длину этого типа.

Переменные и их тип должны быть объявлены перед использованием. Тип переменной должен быть выбран таким, который будет содержать переменную:

  1. Целое число — это целые числа, например, 42 или -5.
  2. Одинарное или двойное — используются, как тип с запятыми, например, 3,3.

Операции могут быть применены к числовым переменным:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;
  • модуль — может быть применен только к целому числу;
  • char — используется, чтобы содержать один символ, например, m;
  • строка — используется, чтобы содержать предложения, например, Hello world;
  • логические значения — True и False.

Чтобы объединить 2 строки символов, используют оператор «+». Пример: Hello + world будет реализовано, как Hello world.

Переменные и константы

Параметр представляет информацию и делает вызов функции Delphi в процедуре. Переменная — это часть данных, объявленная внутри функции и доступна исключительно в ней. Это локальное значение, изменяют так, как требуется разработчику. Есть глобальные переменные, доступные по всему dpr и проекту. Их следует использовать только в исключительных случаях.

При использовании переменной, ее объявляют во всех файлах, где она используется. Только переменные, переданные в качестве параметра Delphi функции и процедуры, не объявляются в той, где они применяются. Для объявления используют ключевое слово var. Они могут быть объявлены в .DPR или в процедурах файлов .pas.

Компонент TDBGrid Delphi является одной из жемчужин VCL. Разработанный таким образом, чтобы позволить пользователю просматривать и редактировать данные в табличной сетке, он предоставляет различные способы настройки способа представления данных. Например, добавление цвета в сетки базы данных улучшит внешний вид и разграничит важность определенных строк или столбцов в БД.

Delphi файлы

Delphi состоит из единиц, соответствующих исходных файлов и индексных карточек (форм), которые определяют графические интерфейсы. Таблица различных файлов, которые может понадобиться изменить, а также их назначение.

Чертеж формы, содержащий свойства графических компонентов

Файл проекта — это сердце приложения, связывает все различные файлы, содержащие код (.pas) с .DPR с функцией даты Delphi

Исходный файл, содержащий код приложения

Файл проекта, связанный с .DPR

Файл ресурсов Windows

Таблица файлов, генерированных после компиляции.

Файл проектной группы.

Файл, созданный во время компиляции, но не обязательный.

Исходный файл пакета.

Файл опций проекта.

Файл ресурсов Windows, он может содержать значки, растровые изображения, звуки.

Функция Pos

Функция POS Delphi возвращает целое число, указывающее позицию первого вхождения одной строки в другую. Это создается следующим образом. Pos ищет первое полное вхождение указанной строки. Обычно предлагается в одинарных кавычках в источнике. Источником является некоторая переменная.

Если Pos находит строку, он возвращает позицию символа в Source, а первого символа в Str, как целочисленного значения, в противном случае функция Delphi возвращает 0. String и Source будут строками. Старомодная функция Pos — наиболее распространенный способ поиска и всегда расположена в начале.

Обновленная функция Pos помогает решить эту проблему. Она ищет строчку s1 в s2 и возвращает ее позицию, как это делает старый Pos. Кроме того, можно определить начальную позицию и максимальную длину для поиска.

Импорт библиотечных функций

Для импорта подпрограмм библиотеки (.DLL) присоединяют директиву в виде: externalstringConstant, по-окончанию заголовка функций и процедур, где string Constant — имя библиотечного файла в кавычках. Есть возможность импортировать подпрограмму с другим названием. Для этого указывают оригинальное имя во внешней директиве:

External stringConstant1, namestringConstant2.

Где первый string Constant указывает имя библиотечного файла, а второй является исходным именем подпрограммы. Следующий оператор выполняет импорт функции из user32.dll. Первоначальное имя функции — MessageBoxA. Вместо имени можно использовать номер, чтобы идентифицировать подпрограмму для импорта:

Где integerConstant индекс подпрограммы в экспортной таблицы.

В декларации импорта обязательно следуют точному обозначению и регистру названия подпрограммы. Однако как только процедура импортируется, больше нет разницы между ними.

Пример создания одномерного массива

Допустим, нужно сформировать 3 одномерных массива для 50 членов общества разработчиков программного обеспечения. 1-й массив — имена, 2-й — электронная почта, а 3-й — число загрузок.

Любой из них имеет индексы и код, чтобы поддерживать все 3 перечня синхронно. Естественно, можно попробовать с одним массивом. Для этого необходимы строки имен и адресов почты, и целое число загрузок.

К примеру, последующее объявление организовывает тип записи с именем REMember, который можно применять в этом случае.

По сути, конструкция данных записи имеет возможность перемешивать всевозможные интегрированные типы Delphi, включая созданные. Записи обусловливают фиксированные коллекции компонентов различных типов. Любой элемент схож на переменную из имени и типа.

Тип функции Delphi Member охватывает 3 поля: строковое значение Name, eMail и целое число Posts. В последствии того, как будет установлен тип записи, можно объявить переменную Member. Она не выделяет памяти для имен, eMail и Posts. Для того чтобы практически создать запись Member, объявляют ее переменную.

Использование компонентов OnMouseOver

Код для событий OnMouseMove создают с компонентом TDBGrid, чтобы можно было найти строки и столбцы DBGrid (ячейки) в месте наведения курсора мыши. Если он расположен над сеткой, то срабатывает обработчик события OnMouseMove. Тогда используют метод MoveBy компонента DataSet, чтобы установить отображаемую текущую запись.

Равнозначный код используют для того, чтобы продемонстрировать место, где находится курсор мыши, и поменять его, когда он расположен над строкой заголовка. Для правильной установке активной записи требуется "взломать" DBGrid и получить доступ к защищенному свойству Row. Строки свойств TCustomDBGrid компонента содержат ссылку на текущие активные строки.

Много компонентов обладают полезными свойствами и методами, отмеченными как невидимые или защищенные разработчиками Delphi. Доступ к таким элементам обеспечивается применением простой техники, называемой «защищенный взлом».

Этот код при наведении указателем мыши на сетку выбирает запись, отображаемую в сетке «под» курсором. При этом не требуется нажимать на сетку, чтобы изменить существующую запись. OnDrawColumnCell событие используется для обработки необходимости настраиваемой графики для данных в ячейках.

Скиннинг Delphi Applications

Эти компоненты изменяют внешний вид приложений, добавляя темы и оболочки. Это простой способ улучшить графический интерфейс пользователя (GUI). VCLSkin — легкий в использовании компонент для создания графического интерфейса приложения Delphi. VCLSkin создаст тему или обложку для него без каких-либо изменений исходного кода.

Читайте также:  Cata вытяжной вентилятор отзывы

Библиотека DynamicSkinForm VCL обеспечивает поддержку обложек для форм, меню, подсказок, а также многих стандартных и нестандартных оригинальных элементов управления.

У скинов есть много объектов и эффектов для крутых приложений, таких как WinAmp и iTunes. Специальный редактор позволяет пользователю настраивать скины. SkinAdapter является компонентом DynamicSkinForm, который позволяет создавать скины приложений без изменения исходного кода.

SUISkin предлагает автоматическое приложение с поддержкой скинов. С ним модификаций для существующих проектов не требуется. Просто перетаскивают компонент движка скина на основную форму и устанавливают некоторые свойства. Он будет автоматически обрабатывать все формы и диалоги. Файлы скинов могут быть скомпилированы в EXE-файл. Во время выполнения можно легко переключать или выключать их.

Пакет разработки пользовательского интерфейса App Face — это решение для создания визуальных графических интерфейсов приложений, которые можно использовать в VC, VB.Net, Delphi, Visual Basic, C ++ Builder и Win32 SDK. Он включает в себя управление скинами, средство создания визуальных скинов, примеров исходного кода, а также технического руководство. Библиотека appface.dll, является компонентом ядра и может автоматически обработать все созданные окна в целевом приложении.

Преимущества среды программирования

Delphi, безусловно, зарекомендовала себя как одна из самых устойчивых сред программирования, меняющих форму и размер. Несмотря ни на что, он остается такими же гибкими, как кодовая база, из которой вышел.

Основания почему до сих пор используют Delphi:

  1. Четкий синтаксис, делающий код максимально читабельным.
  2. Механизм перетаскивания для реализации, позволяющий быстро создавать программное обеспечение GUI.
  3. Поддержка баз данных SQL.
  4. Поддерживает весь Windows API.
  5. Полно-объектно-ориентированное программирование.
  6. Совместим с C ++.
  7. Сильно адаптируемая среда VCL.
  8. Требуется минимальное обслуживание приложений.

Во время своего апогея, огромное сообщество, разработало массу высококачественного программного продукта в виде компонентов с процедурами и функциями Delphi, многие из которых полностью бесплатные и с открытым исходным кодом. Сегодня все это по-прежнему работает, только с одной проблемой — нехваткой опытных программистов на Delphi.

Начнем наше ознакомление с программированием в среде Delphi с таких вопросов, как суть собственно программирования, его основы и подвиды. Также мы рассмотрим, что представляет собой среда Delphi, чем она отличается от других, и какой путь был ей пройден с момента появления 10 лет назад.

Что такое программирование

Итак, прежде всего, уясним для себя, что же понимают под термином программирования? Сейчас многие называют себя программистами, не зная даже о том, что это такое: на проверку оказывается, что человек, изменивший пару строк кода в HTML-документе уже готов считать себя программистом. Но на самом деле, работая с HTML (именно с самим HTML), стать программистом нельзя, поскольку HTML, что явствует из названия (Hypertext Markup Language — язык разметки гипертекста), языком программирования не является.

В результате мы имеем первое условие: для изучения программирования нужен какой-либо язык программирования. В нашем случае это будет язык Object Pascal последних версий (14.0 или 15.0).

Далее, допустим кто-то, называющий себя программистом, не только правил пару строк кода HTML, но и видел Delphi, и даже нарисовал в нем форму с 2-3 кнопками и текстовым полем. Это ли программист? Скорее всего, тоже нет. Дело в том, что под визуальной оболочкой, на самом деле, скрывается сложнейший механизм, обеспечивающий взаимодействия элементов управления (тех же кнопок) с пользователем и операционной системой — с одной стороны, и позволяющий выполнять практически любые вычислительные действия — с другой. При всем этом следует уметь делать главное — составлять алгоритмы поведения программы — будь то ее реакция на нажатие той или иной кнопки, или создание функции для решения сложного математического уравнения.

Так вот, программирование в, своем современном понятии, включает в себя знание принципов работы операционной системы, взаимодействия ее компонентов и внутреннего устройства. Ну и при этом сохраняется классическое определение программирования, а именно — умение составлять алгоритмы, математические и поведения программы. Все это реализуется в контексте какого-либо языка программирования, например, того же Object Pascal из Delphi.

Что такое Delphi

Теперь мы знаем, что программирование — есть составление алгоритмов плюс использование языка программирования. Но если изучаемым нами языком является Object Pascal, то что такое Delphi? Ответ таков: Delphi — это RAD, или Rapid Application Development — среда быстрой разработки приложений. Иначе говоря, Delphi включает в себя не только все средства для работы с языком Object Pascal (тем более, что начиная с версии, 2005 в Delphi имеется поддержка других языков программирования, в частности, C#), но и ряд дополнительных средств, призванных максимально ускорить и упростить создание программ. К таковым средствам относятся, прежде всего, визуальный редактор форм, при помощи которого за считанные минуты и без лишних усилий можно создать полноценно выглядящую программу, а так же прочие составные части визуальной составляющей разработки программ.

В результате время разработки программ существенно сокращается, поскольку отпадает необходимость просчитывать вручную расположение каждого элемента пользовательского интерфейса.

Вкупе с развитыми средствами для написания и отладки кода — специализированным текстовым редактором, оптимизирующим компилятором и отладчиком, Delphi являет собой средство быстрой разработки приложений. При этом основой Delphi для конечного пользователя является IDE — Integrated Development Environment (интегрированная среда разработки), которая объединяет в себе редактор кода и средства визуальной разработки, а также связывает это с компилятором, средствами разработки баз данных и прочими составными частями Delphi.

Delphi и другие

Разумеется, Delphi — не единственная среда быстрой разработки приложений. Существуют и другие RAD, столь же удобные для визуальной разработки программ, например, Visual Basic. Но BASIC известен как не самый мощный и удобный язык программирования, кроме того, программы на нем отличаются сравнительно невысоким быстродействием.

Вместе с тем, имеются и не менее мощные, по сравнению с Object Pascal, языки программирования, имеющие свои RAD — прежде всего, это язык C++ вместе с таким наиболее известными средствами разработки, как Visual C++ и C++ Builder. Однако C++ не в лучшую сторону отличается от Object Pascal с точки зрения простоты изучения. Кроме того, сборка и отладка программ на C++ происходит сравнительно медленно, хотя готовые программы выполняются так же быстро, как и созданные при помощи Delphi.

ПРИМЕЧАНИЕ
Отметим, что в момент своего появления в 1995 году, Delphi была действительно уникальной средой, объединяющей в себе визуальное программирование с оптимизирующим компилятором и средствами для работы с базами данных.

В результате мы получаем практически идеальный продукт для быстрой разработки программ: с одной стороны простота и удобство, сравнимые с Visual Basic, а с другой — мощь, скорость и гибкость, характерные для C++.

Здесь следует отметить, что используемый в Delphi язык Object Pascal имеет мало общего со своим прародителем — языком программирования Pascal, который, возможно, вы изучали в школе или в ВУЗе. Прежде всего, в Delphi применяется чистая объектно-ориентированная модель программирования, в то время как Pascal был обычным процедурным языком. В чем же суть отличий процедурного программирования от объектно-ориентированного? Вот этот вопрос мы и обсудим в следующих двух параграфах.

Процедурное программирование и алгоритмы

Практически все современные языки программирования являются процедурными по своей сути. Это означает, что каждая программа состоит из набора процедур, каждая из которых решает ту или иную задачу, при этом одна процедура может вызывать любую другую, в том числе и саму себя (последнее, т.е. вызов процедурой самой себя, называется рекурсией). Собственно программа составляется на основе алгоритмов, причем достаточно всего трех их разновидностей — выбора (развилки), повтора (цикла) и перехода. Впрочем, последний тип на практике практически не используется ввиду своей дурной репутации (речь о GOTO — некогда любимом, от безысходности, операторе BASIC -программистов).

Давайте рассмотрим простейший алгоритм — для игры "угадай число". Логика его работы состоит в том, что требуется проверить, является ли число большим или меньшим, чем загаданное, и если это так, ты вывести соответствующую подсказку, а если оно не больше и не меньше (т.е. совпадает) — то игра заканчивается. Блок-схема такого алгоритма будет состоять из 2 ветвлений (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Блок-схема простого алгоритма

Первым делом здесь у пользователя запрашивается число A, которое дважды сравнивается с предварительно заданным числом B. Сначала проверяется, не является ли число A больше, чем B, и если да, то программа сообщает, что произошел "перелет", и возвращается на точку ввода числа. Если число не больше, то происходит второе сравнение — на то, не является ли A меньше B. Если это так, то выводится сообщение о том, что число меньше ("недолет") и, опять-таки, происходит возвращение к началу. Но если число A не меньше числа B, то, учитывая тот факт, что на данный момент уже известно, что оно и не больше, следовательно, оно равно числу B, и программа завершает свою работу. При этом она может вывести поздравление пользователя с тем, что он угадал число.

Данный алгоритм может быть частью другого алгоритма. Например, здесь не предусмотрена генерация самого числа, которое следует отгадать. Так же отсутствует возможность повторной игры. Чтобы исправить эту ситуацию, рассмотрим блок-схему алгоритма, управляющего выполнением программы в целом (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Блок-схема управления программой

В начале выполнения генерируется новое число, которое будет отгадывать пользователь. Затем идет собственно блок угадывания, уже рассмотренный нами (см. рис. 1.1), — здесь он представлен в виде одного простого модуля, поскольку на ход выполнения программы в целом не влияет. По завершению этого блока мы имеем единственное ветвление — в зависимости от того, что ответит пользователь на предложение повторить игру. Так, если ответ будет положительным, то программа должна будет перейти к началу, т.е. к генерации нового числа. Если же пользователь отказывается, то работа программы должна быть завершена.

Читайте также:  Asus zenfone какой лучше выбрать

Конкретная реализация того или иного алгоритма зависит от применяемого языка программирования, а так же от предпочтений создателя программы, поскольку, как правило, одну и ту же конструкцию можно решить, используя несколько различных методов. Например, для возврата к какой-либо точке, обозначенной на блок-схеме, можно использовать как циклы, так и операторы безусловного перехода. Ну а сами блоки могут выноситься в отдельные процедуры и вызываться в качестве подпрограмм. Единственной общей чертой является условный оператор, отвечающий за развилку — практически во всех языках, и Pascal тут не исключение, он называется IF. Впрочем, с операторами Object Pascal мы еще успеем ознакомиться.

Об объектно-ориентированном программировании

Если выбор, повтор и переход — краеугольные основы любого процедурного языка программирования, то для объектно-ориентированного программирования важны такие понятия, как инкапсуляция, наследование и полиморфизм. Рассмотрим эти понятия, без которых ни один поддерживающий объекты язык не может называться объектно-ориентированным, подробнее.

ПРИМЕЧАНИЕ
Под термином "объект" в программировании понимают некий сложный тип данных, к которому могут быть привязаны уникальные для данного типа свойства, а в случае ООП — также и методы.

Инкапсуляция представляет собой объединение данных и обрабатывающих их подпрограмм — методов — внутри одного объекта, называемого в ООП "классом". Это означает, что в классе инкапсулируется все необходимое для работы с тем или иным объектом.

Наследование — это еще одна важная составная часть ООП. Под наследованием понимают возможность создания типа (объекта), базирующегося на определении другого объекта. При этом все свойства и методы родительского объекта, могут быть унаследованы потомком. К примеру, если у нас есть объект "машина", то на его основе можно создать другой объект, скажем, "трамвай", который унаследует все его свойства, и получит вдобавок к ним какие-либо собственные. В свою очередь, этот объект так же сможет иметь своих потомков, и т.д. В результате образуется дерево объектов, называемое иерархией классов.

В Object Pascal все классы происходят от единого предка — класса TObject, который реализует такие общие для всех классов действия над объектом, как создание и удаление.

СОВЕТ
В поставку коробочных версий Delphi включен плакат, на котором изображено дерево классов для всех основных компонент Delphi. Поэтому если вы — счастливый обладатель лицензионного продукта, то можете наглядно изучать устройство этой системы, разместив этот плакат на своем рабочем месте.

Наконец, третий кит, на котором стоит ООП — это полиморфизм, или возможность создавать в рамках родственных объектов одноименные свойства и методы, которые будут отличаться по своей сути. Скажем, у нас уже есть классы "машина" и "трамвай", и для обоих определено свойство "мотор", но если для машины тип мотора будет объектом одного типа, то для трамвая — совсем другого.

Еще одна важная составная деталь, характерная для ООП — это скрытие, которое позволяет делать невидимым ряд свойств объектов. Иными словами, если у нас может быть определен объект типа "машина", для которого, в свою очередь, определены такие свойства, как шасси, мотор и колеса. Так вот, если мотор и колеса, можно сделать видимыми (и доступными) повсеместно, где только доступен сам класс "машина", то шасси — нет. Соответственно доступ к такому свойству можно будет получить только в тех частях программы, в которых производится описание самого объекта "машина". Такие свойства называют защищенными.

Подробнее об объектно-ориентированном программировании будет рассказано во второй части настоящего издания.

Визуальное программирование и Delphi

Итак, Delphi являет собой среду, работающую с объектно-ориентированным структурным языком программирования Object Pascal. В дополнение к этому, Delphi является еще и средой визуальной разработки. Иначе говоря, уже в процессе создания программы видно, как она будет выглядеть во время выполнения. Визуальное программирование в разы сокращает время, необходимое на создание пользовательского интерфейса для приложений Windows. До появления визуальных средств разработки, программирование под Windows было сопряжено с большими трудностями, поскольку требовалось практически вслепую вычислять расположение каждого элемента управления в окне приложения, что приводило к множеству ошибок (рис. 1.3).


Рис. 1.3. Классический и визуальный подходы к созданию интерфейса

То, что Delphi является визуальной средой разработки, наносит свой отпечаток и на язык программирования. В частности, в нем предусмотрены специальные средства для того, чтобы определенные свойства классов могли быть доступны уже на этапе разработки программы, а не только во время выполнения. Но самой важной частью всего этого великолепия является библиотека классов — VCL (Visual Component Library). Именно VCL скрывает все острые углы внутренностей Windows, и позволяет легко создавать приложения, не вступая в затяжную войну с обработкой системных сообщений, обратных вызовов, дескрипторов и указателей.

При всем этом, разумеется, никто не запрещает вам при надобности использовать функции Windows напрямую, в обход VCL. Впрочем, такое может понадобиться весьма нечасто, поэтому для начинающего программиста на Delphi, для написания Windows-приложений ничего, кроме VCL, не требуется.

Визуальные компоненты мы детально рассмотрим в 3-й части этой книги.

Версии Delphi и их отличия

В завершение вводной части рассмотрим различия между версиями Delphi, попутно изучив историю развития этой замечательной среды разработки.

Delphi 1. Вышедший незадолго до появления Windows 95, Delphi 1.0 был первым инструментом разработки приложений Windows (3.1), объединившим в себе оптимизирующий компилятор, визуальную среду разработки и мощные средства для работы с базами данных. Для языка Pascal это стало настоящим перевоплощением — он стал Object Pascal.

Delphi 2. Вышедшая через год 2-я версия Delphi предлагала все то же, но уже для 32-разряных версий Windows (95/NT), опять-таки став первым средством, сочетающим 32-битный компилятор, средства для работы с БД и визуальную среду разработки, поддерживающую OLE (а после выхода обновленной Delphi 2.01 — и ActiveX). Язык так же изменился, став ориентированным на 32-разрядное применение.

Delphi 3. Дальнейшее совершенствование Delphi по всем направлениям привело к выходу 3-й версии, имевшей расширенный набор инструментов для создания приложений благодаря поддержке COM и ActiveX. В этой версии также впервые был сделан акцент на возможности создания приложений для Интернета, а так же появился нетипизированный тип данных — variant.

Delphi 4. Еще одна ключевая веха развития. В этой версии было введено много нового и полезного для упрощения разработки приложений, включая новую среду с динамическими подсказками и т.д. Была усовершенствована модель работы с компонентами (VCL), появилась возможность быстрого использования таких технологий, как MIDAS, DCOM и CORBA. В этой версии так же был усовершенствован язык Object Pascal: появились новые черты, свойственные современному ООП, были введены новые типы данных, включая 64-битные.

Delphi 5. Изменений в Delphi 4 было так много, что, к сожалению, не обошлось без досадных накладок и ошибок. Результатом был выпуск 3-х пакетов обновлений (наши пираты продавали их под вывесками Delphi 4.1, 4.2 и 4.3). Но самым полным и правильным пакетом обновлений следует считать Delphi 5 — в этой версии было доведено до ума все то, что было начато в Delphi 4.

Delphi 6. С выходом шестой версии Borland провозгласила новую, кросс-платформенную эпоху в Delphi, параллельно выпустив версию Delphi для ОС Linux (Kylix 1.0). Теперь при создании приложения можно было выбирать его тип — для Windows, или же универсальное. Соответственно, к библиотеке VCL добавилась библиотека CLX, совместимая как с Windows, так и с Linux. Кроме того, в 6-й версии наконец-то появились "родные", а не чужеродные ActiveX, компоненты для работы с Интернетом, причем сразу в обоих вариантах — и для VCL и для CLX. Начиная с этой версии, сам язык программирования Object Pascal официально называется Delphi.

Delphi 7. Дальнейшее развитие Delphi 6, улучшенная библиотека CLX и новая корреспондирующая версия среды разработки под ОС Linux — Kylix 3. Вместе с тем, начиная с Delphi 7, Borland озаботилась вопросом совместимости с еще одной платформой — Microsoft .NET, для чего некоторые изменения были внесены как в VCL, так и в язык (и, соответственно, в компилятор).

Delphi 8. Первая версия Delphi, ориентированная на работу с платформой Microsoft.NET. В этой версии разработчики рискнули изменить интерфейс среды, сделав его похожим на продукцию Microsoft — нового крупного акционера Borland. Поддержка, соответственно, была Kylix прекращена.

Delphi 2005. Менее чем через год после выхода Delphi 8, появилась новая версия, в которой спешно вернули возможность работать в классическом стиле IDE при разработке приложений для Windows. Вместе с тем, Delphi 2005, в случае разработки приложений специально для платформы NET, позволяет работать не только с языком Delphi, но и с C#. При этом в сам язык Delphi были введены такие новшества, как оператор for…in и встраиваемые процедуры и функции.

Delphi 2006. Последняя версия Дельфи, выпущенная фирмой Borland. Так же была выпущена облегченная версия — Turbo Delphi. Дальше началось странствие по другим разработчикам.

Delphi 2007. Версия, выпущенная CodeGear. Добавлена поддержка интерфейса Aero для Windows Vista.

Delphi 2009. Версия, выпущенная Embarcodero. Реализована поддержка Unicode в VCL и RTL, заменены обращения ко всем функциям Windows API на аналоги в Unicode, добавлены обобщенные типы и анонимные методы.

Delphi 2010. Поддержка Windows 7, компоненты для работы с касаниями и жестами, компоненты dbExpress теперь официально поддерживает Firebird.

Delphi XE (Delphi 2011). Добавлена поддержка для облачных вычислений.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector