Froland ru секреты музыкального языка

Froland ru секреты музыкального языка

Мы знаем длинные и короткие, простые и сложные музыкальные произведения. Одни можно сыграть на каком-нибудь одном инструменте, для других нужен целый оркестр. В некоторых произведениях есть слова, которые поют — просто так, или под гитару, или под рояль, или под оркестр, а иногда их спеть можно только хором.

В этом многообразии легко потеряться. Поэтому люди придумали систему, в которой каждому виду (или, по-французски, жанру) отведена своя «полочка» или свой «портфель». Правда, иногда и тут возникает путаница: музыка любит порядок, но не терпит жёстких схем. Что, например, делать с маршем, который существует в вариантах для духового, симфонического оркестров и фортепиано, а также имеет слова и может быть исполнен как песня? Разные это произведения или одно и то же? Но у всех этих вариантов есть один главный жанровый признак — марш. Именно по главным признакам мы прежде всего и распознаём тот или иной жанр. С самых главных и общих признаков мы и начнём разговор о жанрах.

Представим себе, что всю-всю музыку уложили вот в эту папку:

А теперь посмотрим, что там внутри.

Эти папки поменьше, но тоже очень толстые. В одной из них вся инструментальная музыка. То есть музыка, которая исполняется на музыкальных инструментах. Без пения. Сюда входят и танцы, и марши, и всё, что написано для фортепиано или любого другого инструмента, и произведения для двух, трёх и так далее инструментов, вплоть до самого большого оркестра. К инструментальной относится и балетная музыка. А теперь представьте, сколько всего написано одной только инструментальной музыки!

Папка с вокальной музыкой, наверно, чуть потоньше, но не намного. Слово «вокальная» происходит от итальянского voce (вóче), которое восходит к латинскому vox (вокс), то есть голос. Вокальная музыка — это и песни, и романсы, и произведения для хора — от маленьких хоровых песен до больших хоровых концертов, кантат для хора с оркестром и гигантских ораторий. А ещё к вокальной музыке относятся оперы, оперетты и мюзиклы.

Подумайте: по какому признаку мы собрали эти две папки? Подскажу: по средствам исполнения. В одном случае таким средством является какой-нибудь музыкальный инструмент, или ансамбль инструментов, или оркестр. А в другом случае — это голос, или ансамбль голосов, или хор.

А можно ли разделить всю музыку по другим большим признакам? Можно. Ведь имеет значение не только то, на чём исполняется музыка, но и где, и для чего её исполняют. Своя особая музыка звучит в церкви, специальная музыка существует для танцев, есть песни, которые любому приятно спеть в компании, а есть музыка, которую нужно слушать в концертном зале. То есть у каждого музыкального жанра есть своё назначение. Если мы разделим музыку по назначению, то наши две большие папки будут такими:

Читайте также:  Geforce gtx 1050 или radeon rx 560

Термин светская музыка означает всю музыку, не предназначенную для церкви. В современной музыке этот термин практически не употребляется, потому что сейчас светские жанры составляют бóльшую часть всей звучащей музыки, но до XVIII века церковная (или духовная) музыка занимала главное место в жизни человека. И вам нужно запомнить эти понятия — «светская» и «духовная», они вам очень пригодятся, когда вы будете изучать творчество Баха.

Официально музыкальная литература в большинстве ДМШ начинается с 4 класса, но в 3 классе вводится предмет, выполняющий функцию введения в музыкальную литературу. В одних школах это «Слушание музыки», в других — «Народное творчество», а в школе, где преподавал я, такого разделения не было, и с 3 класса предмет назывался «Музыкальной литературой». Это мне кажется наиболее правильным.

Дело не в названии, дело в преемственности. Как правило, в 3 классе почти не оперируют специальными музыкальными терминами, а в 4-м — бегом проносятся по средствам выразительности, и в результате пяти-семиклассники выдают такие перлы, как «двухголосная мелодия» или «быстрый ритм» (последнее я слышал и от виолончелиста-профессионала). Основы грамотного музыкального мышления должны осваиваться постепенно, ненавязчиво, без суеты. Терминологический аппарат не должен быть некой «необязательной надстройкой» (как чаще всего и происходит). Не должно быть разделения на «эмоциональную» и «теоретическую» части. Музыка — это язык, который нужно познавать с самого начала.

Первый урок я обычно начинал с того, что декламировал стихотворение на английском языке и задавал наводящие вопросы (проза или стихи, какое настроение и т.п.). Потом обращал внимание на то, что без знания языка многое угадали правильно. И проводил аналогию: вот так и с музыкой. Мы её в общем чувствуем, понимаем. Но наша задача — овладеть её языком, чтобы чувствовать ещё больше, понимать ещё лучше.

В изданной версии название «Секреты музыкального языка» вынесено в подзаголовок. Однако изначально это главное название книги, отражающее её основную целевую установку — познание и осмысление музыкальной выразительности через ее средства, что я и восстанавливаю в интернет-версии.

Музыка — искусство выразительного звука, и любой выразительный звук может стать музыкой. Поэтому я отказываюсь от традиционного наименования звуков определенной высоты «музыкальными звуками» (барабан тоже музыкальный инструмент!) и ввожу для них свой термин «гармонические звуки».

Вслед за понятием звуков дается понятие интонации, знакомство с мотивами, фразами, периодом (исключительно на мелодическом материале). Учимся сочинять мелодии в форме периода — связно «разговаривать на музыкальном языке».

Тема «Средства музыкальной выразительности» — фундамент всего курса, она предполагает подробное изучение. Я ввожу условное разделение средств на основные (мелодия, гармония, лад, ритм — базовые средства, основа музыкальной композиции), дополнительные (темп, штрихи, динамика, регтстр, фактура — основа исполнительства, интерпретации, обработки) и особое (тембр — так сказать, «природное» свойство звука). Новой для практики ДМШ является глава о музыкальных складах. Хотя эта тема может показаться слишком «теоретичной», она легко и с удовольствием усваивается детьми, и слышание музыкального склада заметно обогащает восприятие музыки в средних и старших классах.

Читайте также:  Hp g62 b20er драйвера

В теме «Жанры, связанные с движением», марши и танцы рассматриваются в историческом развитии и внутрижанровом разнообразии. Главная мысль этого раздела — опора музыкальной образности на жанровую основу. Большое значение приобретает понятие жанровой фактурной формулы как образного средства музыкального языка. Отсюда и разрастание главы «Вальс», и отступление-экскурс в творчество Шопена — композитора, создавшего на основе тех же мазурок и вальсов уникальную образную систему. В конце темы — большая глава о джазе, попытка раскрыть основы джазового музыкального мышления, анализ джазовой трансформации классических музыкальных жанров.

Важным моментом является развитие координации между слуховыми, зрительными и исполнительскими навыками. Поэтому в учебнике много простейших нотных примеров, предполагающих элементарное использование инструмента в домашней подготовке. Есть задания на материале программы по специальности. В качестве иллюстраций используется много пьес, популярных в детском репертуаре. Главы о фактуре и музыкальных складах направлены еще и на то, чтобы дети учились «одним пальцем» извлекать главную мысль из «фактуристого» текста. Ряд отрывков странспонирован, чтобы примеры не превышали 4 знаков в ключе. В электронной версии примеры озвучены.

В пособии много определений, которые предлагается не столько заучивать (хотя и без этого нельзя), сколько раскрывать и даже выводить самим. Вопросы в конце глав призваны помочь осмыслить и логически выстроить полученные знания. На это же направлены и большие блоки контрольных вопросов по темам.

Я стараюсь задать учебнику тон беседы, продолжения общения за пределами учебных часов.

Преподавателям стоит начать знакомство с учебником с вопросов, помещенных в конце глав. Их тип прояснит некоторые методические установки учебника. Но вообще я предостерегаю от отношения к этой книге как к догме. И преподавание, и изучение должно быть творческим.

Любое музыкальное произведение говорит со слушателями на музыкальном языке. Вы уже знаете, что язык этот состоит из мотивов, фраз, предложений и периодов. Это своего рода грамматика музыкального языка. И не будем забывать, что вся эта грамматика нужна для того, чтобы лучше выразить содержание, смысл музыки. А смысл музыки — в музыкальных образах. Вспоминаете?

Наверно, вы слышали такое выражение — «музыкальная тема».

  • Музыкальная тема — это короткое построение, которое выражает музыкальный образ.

Темы могут быть очень короткими или достаточно развитыми. Есть такой жанр полифонической музыки — фуга. Там тема обычно состоит всего из одного-двух мотивов, и она служит источником для всего последующего развития. А в танцевальной музыке тема может занимать целый период из двух предложений и развитие начинается уже в самой теме. Тема может звучать как мелодия, или как последовательность ярких, запоминающихся аккордов, или даже как ритмический мотив. Главное, чтобы тема была выразительна, хорошо запоминалась и узнавалась в произведении. В больших произведениях, таких, как сонаты или симфонии, бывает несколько тем.

Читайте также:  Conan exiles sex mod

А теперь посмотрим примеры тем разного характера.

Тема фуги до-диез минор И. С. Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира» состоит из одного развёрнутого мотива. Особую скорбную выразительность ей придаёт напряжённая уменьшённая кварта си-диез–ми:

В теме баховской фуги соль минор из II тома этого же сборника много интересного и неожиданного. Её первый мотив состоит из одного звука, что встречается очень редко. Он как бы призывает ко вниманию Второй мотив — восходящий скачок на кварту, очень решительный и энергичный. Третий мотив — снова кварта, но с другой ступени. Это секвенция.

  • Секвенция — один из способов развития музыкального материала, при котором мотив смещается вверх или вниз на одну или несколько ступеней.

Последний мотив, начинаясь с той же решительной восходящей кварты, вдруг останавливается в раздумье на одном звуке и приходит к мягкому, нежному, певучему окончанию. В этих неполных пяти тактах столько событий, что их хватит на целый рассказ. Попробуйте его сочинить.

Тема вступления к увертюре Ф. Мендельсона «Сон в летнюю ночь» — это не мелодия, а последовательность аккордов. Тихие, как бы повисшие в воздухе аккорды деревянных духовых вводят в атмосферу волшебной сказки. Особую таинственность придаёт теме неожиданное сопоставление далёких тональностей си мажор и ля минор (второй и третий аккорды). Эта тональная краска не только усиливает выразительность, но и хорошо запоминается. А ведь очень важно, чтобы тема запоминалась.

Тема фортепианной пьесы Д. Б. Кабалевского «Барабанщик» изображает барабан, поэтому почти вся построена на одном звуке. Запомнить и узнать эту тему можно по её ритмической фигуре:

Но чаще всего встречаются темы в виде небольших, но довольно законченных мелодических построений. Они могут быть короче и длиннее, могут заканчиваться устойчиво и неустойчиво.

Вот первая тема уже знакомого вам Марша Черномора М. И. Глинки. Она очень короткая и заканчивается устойчиво:

А вот очень длинная тема, которая кончается неустойчиво. Это вторая тема первой части Шестой симфонии П. И. Чайковского. Чтобы эта длинная тема была для вас яснее, привожу только её мелодию, без аккомпанемента:

Внутри длинных тем обычно уже происходит развитие. Две первые фразы начинаются одинаково, имеют один и тот же ритм. Их звуковысотный контур (сочетание подъёмов и спусков, скачков и плавного движения) тоже очень похож. Но по интонации вторая фраза немного изменена по сравнению с первой. Такое небольшое изменение интонации — тоже приём (или способ) развития, как и секвенция. А в середине этой темы есть и секвенция. Найдите её сами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector