Helios 40 2 85mm

Helios 40 2 85mm

Внешний вид

Графики MTF

Опт. схема

Формат: 35mm зеркальная

Тип: Постоянное фокусное расстояние (фикс)

Фокус: Ручная фокусировка

Система: M42

Год начала производства: 1969

Год окончания производства: 1992

Оптическая схема: 6 элементов в 4 группах

Средняя цена: 12113 руб.

Характеристики:
Фок. раст. Макс. диафр. Мин. диафр. Леп-в диафр. МДФ (м.) Фильтр (мм.) Вес (гр.) Длина (мм.)
85mm f/1.5 f/22 10 0.80 67 880 95
Дополнительная информация:
  • Угол поля зрения по диагонали 28°
  • Диаметр максимальный 82 мм

Гелиос-40-2 85mm f/1.5 — светосильный телеобъектив с однослойным просветлением для фотоаппаратов с присоединительной резьбой M42.

По одной из версий оптическая схема была позаимствована у объектива Carl Zeiss Jena Biotar 75mm f/1.5 (1938 г., дальномерная система Contax I-III). С другой стороны известно, что первые Планары (линейка светосильных киносъемочных 35мм объективов «Гелиос-1» 50/2, «Гелиос-2» 75/2 и «Гелиос-3» 100/2) были рассчитаны в ГОИ в мае 1937 года. Так что, вполне возможно, Гелиос-40 — плод трудов отечественных инженеров-оптиков.

Как уже сказано выше, по оптической схеме Гелиос-40-2 85mm f/1.5 относится к Планарам (модификация с утолщенными элементами).

Объектив Гелиос 40-2 85mm f/1.5 формирует достаточно резкую, но не контрастную картинку. Цвета немного тускловаты.

Нужно также учитывать еще одну особенность объектива Гелиос 40-2 85mm f/1.5 — провал графика MTF примерно посередине между центром и краем. Это означает что в этой области будет падение резкости изображения.

Недостатки Гелиос 40-2 85mm f/1.5

  • Объектив плохо держит боковой и контровой свет, поэтому при съемке очень рекомендуется пользоваться блендой.
  • Объектив достаточно массивный и тяжелый.
  • Кольцо фокусировки не очень удобно расположено и часто вращается с трудом.

От объектива Гелиос-40 отличается следующими параметрами:

  • Посадочной резьбой (у Гелиос-40-2 — м42; у Гелиос-40 — м39).
  • Диаметром фильтра (у Гелиос-40-2 — 67мм; у Гелиос-40 — 66мм).
  • Разрешением (у Гелиос 40-2 — 36/17 лин/мм; у Гелиос-40 — 32/16 лин/мм).
  • Просветляющим покрытием (у Гелиос 40-2 — янтарно-желтое; у Гелиос-40 — фиолетовое).
  • Габаритными размерами и массой.

В целом объективов Гелиос-40 было выпущено намного больше, чем 40-2. Тем не менее, по качеству сборки и оптическому качеству — наилучшиеми объективами считаются Гелиос-40 до 1965 года. Дальше тоже попадаются очень удачные экземпляры, но достаточно велик и процент брака.

Объектив Гелиос 40-2 без проблем ставится на современные зеркальные и беззеркальные камеры. Свой потенциал наиболее раскроет на некропнутых 35мм матрицах.

С августа 2012 года Красногорский завод начал производить малыми партиями объектив Гелиос 40-2 (см. фото №5) с применением многослойного ахроматического просветления , анонсировав кроме резьбового крепления М42 и объективы c байонетами Canon EF и Nikon F. Масса увеличилась до 950 грамм. C 2015 года новый дизайн (фото 10).

С такой же оптической схемой в 2015 году был выпущен Meyer Optik Görlitz Somnium 85mm f/1.5.

Перейти к обсуждению этого объектива на форуме (сообщений: 23)

Лето в моем лесу
Автор: zlinka32rus
4.79 2 1312

Осень
Автор: koondr
4.79 0 253

Летнее.
Автор: koondr
4.78 0 1949

***
Автор: Andrey_Rid
4.67 3 1806

зазоров. Надежность конструкции. Защищенность от пыли,
влаги. Качество материалов. От 1 (ужасно собран) до 5 (отлично собран)" href="javascript:void(0);"> Механическое качество
3.71 70
линз. Степень проявления аберраций. Качество просветления.
Устойчивость к контровому и боковому свету. Резкость в
центре и по краям и т.д. Разрешение и контраст по MTF.
От 1 (очень плохое оптическое качество)
до 5 (отличное оптическое качество)" href="javascript:void(0);"> Оптическое качество
3.65 71

Наличие/отсутствие автофокуса, ультразвукового мотора.
Удобство пользования кольцами. Удобство пользования
фильтрами и т.д. От 1 (очень неудобно) до 5 (эталон, на который
надо ровняться)" href="javascript:void(0);"> Удобство использования
2.82 71

цена и цена на вторичном рынке этому объективу. Если, по
вашему мнению, завышена – уменьшайте пропорционально балл.
От 1 (совершенно необоснованная цена) до 5 (идеальная цена)" href="javascript:void(0);"> Стоимость
2.17 69

Плавность тональных переходов. Гармоничность рисунка Боке.
Уникальность «характера» объектива. От 1 (ужасный рисунок)
до 5 (превосходный, «благородный» рисунок)" href="javascript:void(0);"> «Рисунок» объектива
4.01 72

Общая оценка

Отзывы на объектив Гелиос-40-2 85 mm f/ 1.5

Срок использования: 6 месяцев

Сильные стороны:

Боке. Говорите что угодно, но оно не только уникально оно просто восхитительно. Вопрос не столько в его сильных сторонах, вопрос в том, что он уникален. Другого такого нет, а если нет, то с чем сравнивать и сильные стороны относительно чего? И да мой экземпляр не имеет сильно выраженного софт эффекта даже на открытой. Резкость вполне норм.

Слабые стороны:

Вроде как их больше, и по краям мажет, и наводиться тяжело, и сам по себе тяжелый. Да и цена не маленькая. Съемка очень медленная с ним все очень не торопливо.

Комментарий:

Наверное нет фотолюбителя кто про него не слышал. Я вот тоже услышал, так у меня появилась мечта. Ну и? В общем купил. На моем в то время, кропнутом 3100 он практически не работал, мало того что обрезал самое вкусное боке, так еще и отходить приходилось от объекта съемки очень далеко, и как следствие фокусировка давала много брака. Вывод надо перепиливать под никон. А дальше так: на никон нужна переделка посерьезнее чем "убрать юстировочное кольцо". Так, что здравствуй токарь, напильник и прочие мознгоклевательные вещи. Дальше больше, на кроме. лучше возьмите гелиос 44-2. С кропом Гелиос 40-2 кроп не дружит, категорически. в общем пришлось под него и тушку сменить. Так что как по мне то рассматривать его покупку только при наличии ФФ.

Срок использования: 6 месяцев

Сильные стороны:

1) Классика, вессчьЪ с душой !

2) Знаменитое вихреобразное бокэ, разный рисунок и боке на всех диафрагмах, невероятный худож. потенциал. Невероятная пластика и мягкость, воздушность

3) Очень низкий для такой светосилы уровень хроматических аберраций в чистом виде. Рисунок Гелиоса — это сочетание сильной "сферички" и сферохроматизма

4) По резкости на диафрагмах f11-f16 закапывает — хоронит многие темные пластиковые популярные телезумы. Однородно равномерная картина по всему полю ФФ камеры. В этом режиме прекрасно работает на пейзаж, предметку и даже макро

5) Небольшая МДФ — фокусируется достаточно близко, особенно на кропе. Еще раз — да да , макро оно просто офигенное со втулками ! Рекомендую всегда снимать макро и пейзаж только на F11

Слабые стороны:

1) Совковость , вес , морально и механически древняя и неудобная конструкция

2) Длинноходный геликоид в сочетании с весом, бесит , до спазмов мышц в кистях

3) Плохой контраст

4) Не держит контровой свет на открытых дырках , ловит боковые засветки в виде зайцев и белесых пятен

5) Цена в магазине — до 2014 года когда я купил его, цена была завышена ,но терпима, сейчас же даже на вторичке невменяема, про новую версию вообще молчу

6) Традиционно слабо-нестабильное качество ( мне попался 14 года особо удачный, безупречный)

Комментарий:

Я считаю нет смысла зацикливаться на недостатках Гелиоса 40, при том результате что он способен выдать в руках профессионала. Пишут ,видел, бред что типа новая версия слабо или плохо крутит боке — учитесь подбирать фон и задний план, очень важно расстояние от объекта до заднего плана ! Бокэ просто шикарное если правильно всё делать. Нет никакой разницы с советскими выпусками. А контраст даже лучше из за более современного просветления. Короче, я всегда буду любить Гелиос 40) Это просто must have для творческого человека

Срок использования: 10 дней

Сильные стороны:

красивая картинка,сочная,удобно лежит в руке,вес,светосильный,колечьки диафрагмы и фокусирвоки вращаются приятно и плавно.

Слабые стороны:

На диафрагме F1.5 тяжело работать,не всегда в фокусе объект,контровой свет плохо держит,пылесос еще тот.

Комментарий:

Товарищи! Сбылась мечта моя давняя. Купил мс Гелиос 40-2 резьба canon ну или байонет,кому как удобнее. Пользую его на кропе кенон 550д. Я не буду ругать этот объектив так как знал,что покупаю и чего хочу от него,а тем более на кропе . Для тех кто хочет купить этот объектив скажу,что эта 85ка не подходит для быстрых сцен,редко,но можно применять его в фоторепортажах. Мне на кропе тяжело было работать в режиме фоторепортера.Этот объектив действительно художественный и для ооочень не спешной съемки. Мне на открытой дырке очень тяжело войти в резкость,но я потиху привыкаю к стеклу ,его особенностям и брака на f1.5 т меньше. В неспешной съемке даже на кропе Гелиос 40-2 действительно красиво рисует,размытие фона ,закручивание не так на кропе ярко выражено,как на полном кадре. (Кстати скоро кенон 6д) куплю себе. Касаемо сборки,отлично собран,лакокрасочное покрытие хорошее,только вот люфтит фокусировочное колечко.Единственное в чем наверно я ошибся так это в том,что взял сразу с байонетом кенон без чипа фокусировки. Надо было м42 и свой одуванчик накручивать,на F1.5 с подтверждением фокуса было-бы нормально. В целом объективом доволен,но те кто думает,что купив его фото будут ассовыми и крутыми,как на я ндекс фотках итд,ребят. сильно заблуждаетесь. К объективу надо привыкнуть и лично с моим кенон 550д -считаю,что этот объектив для не спешной съемки.

Срок использования: 2 года

Сильные стороны:

– конструктив: металл и стекло

Слабые стороны:

– резкость только по центру

– сильное, сильнее приемлимого, падение резкости уже начиная с крайних третей кадра

– недостаточная разрешающая способность. Сенсор Sony a7rII 42мп не разрешает, мыло в области фокуса.

– нет чипа для связи с камерой

– нестабильное качество новых объективов красногоского завода

– тусклые цвета, только под обработку

– очень чувствителен к контровому свету, это можно использовать и как минус и как плюс, смотря что вы хотите получить. Но чаще на практике при съёмке портретов разнообразные зайцы мешают.

Комментарий:

Главная сильная сторона, конечно, это уникальный рисунок с "закрученным" бокэ и кружками мелких объектов в зоне нерезкости в виде мыльных пузырей. Если бы не рисунок, этот динозавр был бы никому не нужен в 21-м веке. Но объектив прекрасно продаётся в 21-м веке, закупается даже "возрождённой" несколькими аферистами компанией Meyer-Optic (Германия) и перелицованный, продаётся за 999 € http://www.meyer-optik-goerlitz.com/somnium-f15-85mm/ Потому что люди устали от стерильной бесхарактерной картинки современных цифровых объективов, в этом и кроется секрет успеха Г40 или Lensbaby.

Покупать его как основной портретник сомнительно, это объектив скорее для эффектов, из разряда Lensbaby, только с более хорошими оптическими показателями. Кстати, компания Lensbaby выпустила конкурента Гелиосу-40, называется Twist 60 . Так что теперь не один Г40 будет "крутить" фон.

Оптическое качество Г40 довольно приличное. Почти как у настоящих объективов. Ограничение при съёмке, которое нужно иметь виду – кадрировать нужно всегда так, чтобы модель была по центру, иначе резкости вам не видать. Г40 несравнимо лучше по оптическому качеству того же красногоского New Petzval 85mm, который меня сильно разочаровал.

Я люблю свой Г40, периодически с удовольствием на него снимаю. Сенсор Sony a7rII он конечно не разрешает, не хватает разрешающей способности. Купив новый объектив в известном магазине (созвучном с названием портативного музыкального проигрывателя), я обнаружил дома огромную пылину по центру внутри объектива. Хотя при покупке осматривал объектив, но не заметил. Конечно, на открытой это не имеет значения, но неприятно. Качество сборки на КМЗ оставляет желать лучшего. Завод работает по стандартам СССР в худшем понимании этого слова.

Сказки про якобы превосходство старых Г40 оставьте сказочникам. Старые Г40 имеют "прелести" в виде загрязнённой мутной оптики (или часто даже грибка), масла на диафрагме, более низкого разрешения (которое и так не блещет) и старых байонетов. Миф про крутые белые Г40 – всего лишь влажные фантазии продавцов старых гелиосов.

Особенности рисунка Гелиос 40-2

Объектив Гелиос 40-2 является настоящей легендой и, к счастью, живой легендой. В 2012 году Красногорский завод возобновил его производство после долгого перерыва, и сегодня, спустя несколько подходов к редизайну корпуса, объектив можно купить новым, в красивой коробке и по привлекательной цене.

В нашем тесте мы покажем, как снимает эта легенда в руках профессиональных фотографов, обозначим основные особенности данной модели и постараемся максимально точно обрисовать область применения Гелиос 40-2.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/4000 с

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Но начнём мы в этот раз с истории, а точнее — с далёкого, ещё предвоенного, 1938 года. Тогда компания Carl Zeiss создала объектив Biotar 1,5/75. Именно его оптическая схема впоследствии и послужила прообразом ГК-40 — созданного в 1950 году объектива «Гелиос Красногорский».

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 50, f/1,5, 1/400 с

Это он позже будет представлен под именем Гелиос-40 на Брюссельской выставке. Это он пройдёт через улучшение просветления (но оно до сих пор остаётся весьма «винтажным»), поменяет цвет с белого на чёрный, обретёт несколько новых хвостовиков — от М42 до EF и F — и вновь появится на российском рынке как герой нашего теста Гелиос 40-2. Путь больше чем в полвека — много ли подобных объективов-долгожителей вы знаете? Вот поэтому мы и называем объектив живой легендой.

Что же привлекательного в этом «старичке»? Всё дело в самобытном, узнаваемом и необычном рисунке в зоне размытия. А в том, что объектив с фокусным расстоянием 85 мм и светосилой f/1,5 будет сильно размывать фон, сомневаться не приходится. Бытует мнение, что объектив первоначально разрабатывался как абсолютно технический, но обрёл своё место в современной художественной фотографии именно из-за специфики рисунка.

Фото: Влад Шутов

Canon EOS 5D Mark III / Гелиос 40-2 Установки: ISO 320, f/2, 1/2500 с

Дело в том, что картинка с Гелиос 40-2 изобилует формальными недостатками, которые умелой рукой разработчика этого шедевра оптики смешаны в терпкий и оригинальный визуальный коктейль. Чего только стоят закрученные блики в боке! Они проявляются не всегда, а при фокусировке на дистанции порядка 4–6 метров и при съёмке на диафрагме до f/4.

Так размоет фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

А такое размытие даст более «классический» Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Зенитар 1,4/85 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Это один из немногих объективов, у которого подобное закрученное боке является гармонично выглядящим творческим инструментом.

Серия снимков с разной диафрагмой, чтобы оценить закрученность боке:

Формальным минусом можно было бы считать и сравнительную жёсткость бликов в зоне боке, и их неправильную форму. Иногда в кадре появляется «эффект чешуи», причём форма чешуек будет разной в различных участках кадра. Но вот в чём дело: сегодня, когда «правильным» мягким, немного ватным размытием может похвастаться почти каждый объектив, даже зум, действительно необычное творческое боке от Гелиос 40-2 смотрится выразительно, интересно, по-своему свежо.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/160 с

Ещё одной особенностью объектива является многогранность рисунка. Трудно предсказать, как в той или иной ситуации ляжет боке на снимок. Получатся ли блики жёсткими или смягчатся? Закрутится ли фон или нет? Дистанция фокусировки, направление света, установленная диафрагма — всё влияет на характер размытия. Он у Гелиос 40-2 действительно непредсказуемый — настоящая лотерея. Повторить кадр с такой же картинкой просто не получится.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/400 с

Все особенности боке влияют и на передачу объёма в кадре, на пластику. Она у Гелиоса тоже своя. Переход от зоны резкости к зоне нерезкости наступает сразу, особенно если вы снимаете на открытой диафрагме. А вот дальше расстояния между объектами стираются. Почти любой фон Гелиос 40-2 превращает в шедевр пикториальной фотографии, где реальные дистанции между объектами и даже их форма теряются.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/640 с

Неотъемлемой частью рисунка подобной оптики всегда являются аберрации. Здесь они скомпенсированы далеко не полностью. Например, ярко выражена сферическая аберрация, когда любой светлый объект как бы отбрасывает яркий ореол, немного размывается. Именно этой аберрацией объясняется софт-эффект, который почти всегда присутствует на снимках с Гелиос 40-2. Эффект тем сильнее, чем больше вы открываете диафрагму и чем дальше отстоит объект съёмки от центра кадра. Этот объектив смело можно назвать мягкорисующим от природы.

Аналогично обстоит дело и с хроматической аберрацией. Она присутствует на снимках в виде голубоватых и розоватых ореолов на границах контрастных объектов, но при этом хроматика сильно «разбавляется» сферической аберрацией даже в зоне фокусировки. То есть речь идёт скорее не о надоедливых цветных полосках, а о специфическом творческом размытии. И она также заметно ослабевает по мере диафрагмирования объектива до f/4-f/5,6.

Даже виньетирование у Гелиос 40-2 отличается от привычных нам объективов. При закрытии диафрагмы видно, что оно идёт как бы кольцом по кадру от центра к краю и постепенно уходит. Мы просто отмечаем эту тенденцию, потому что виньетирование здесь не такое уж и сильное, почти не сказывается на практике съёмки.

А вот с резкостью дела обстоят не так просто. Сначала давайте вспомним, в каком году была разработана оптическая схема этой модели. Слова «мегапиксели» тогда не существовало даже в кошмарных снах инженеров-оптиков, а сегодня мы ставим этот объектив на 50-мегапиксельную камеру. Естественно, ожидать попиксельной резкости не стоит. И тем не менее после диафрагмирования в центре кадра вы её найдёте. Но здесь хочется рассказать о другом.

Во-первых, распределение резкости по кадру очень неравномерное. Максимально чёткое изображение будет рядом с центром кадра. Края «зазвенят» только после f/5.6. Но нам-то нужно боке. Поэтому толку от задиафрагмированного до f/8 Гелиоса 40-2 никакого. Самый заурядный современный объектив тут его опередит. Так что фанатам творческой оптики придётся пережить софт-эффект и потерю детализации на открытых и околооткрытых диафрагмах. Но есть и хорошие новости: в портрете такой рисунок может быть весьма оправданным!

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/500 с

Во-вторых, не ставьте перед объективом несвойственных ему задач. Существует мнение, что этот объектив создавался как чисто технический: для пересъёмки документации, а также экранов осциллографов. Возможно, именно этим объясняется сильная потеря детализации при фокусировке на больших дистанциях. Мы несколько раз повторяли тест на резкость и ни разу не получили качественного результата при фокусировке на большие дистанции (близкие к гиперфокалу). В то же время с дистанции 5–10 метров Гелиос 40-2 вполне способен обеспечить приемлемую по современным меркам резкость: в центре кадра на открытой диафрагме и по краям после f/5.6.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/5,6, 1/125 с

Завершая обзор оптических свойств объектива, хочется написать несколько слов о его бликозащищённости. Как таковых бликов Гелиос 40-2 почти не ловит (кроме совсем уж экстремального освещения), но контровый свет держит слабо, быстро теряя контраст и допуская засветки. Но не этот ли эффект пытаются получить многие современные фотографы на этапе постобработки? Давайте отнесём это также к особенностям объектива, о которых нужно помнить и использовать как творческий инструмент.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/1,5, 1/400 с

Особенности конструкции Гелиос 40-2

К нам на тест попал самый современный из Гелиосов. Его серийный номер начинается с цифры 18 — традиционно для продукции Красногорского завода так обозначается год выпуска. Поэтому его конструкция несколько отличается от более старых версий. В ней появился пластик, которым отделано фокусировочное кольцо. Он сразу с завода оснащён хвостовиком под байонет Canon, а в его полном названии присутствует буква «C» — Гелиос 40-2-С. Выпускается также версия под байонет Nikon F. Никаких переходников с М42 больше не требуется.

Однако на этом приспособленность для работы с современными камерами заканчивается. Электроники в объективе нет — только стекло, металл и пластик снаружи. Значение диафрагмы в камеру не передаётся и не записывается в EXIF. Фотоаппарат даже не догадывается о том, что на него установлен объектив. Поэтому с рядом камер подтверждение фокусировки работать не будет.

Ручная фокусировка с Гелиос 40-2 — это вызов себе. Из-за слабого матирования фокусировочных экранов современных зеркальных камер оценить резкость по оптическому видоискателю будет сложно. В выигрышной позиции оказываются те, кто фокусируется в режиме Live View с использованием пикинга или фокусировочной лупы. В любом случае, нужно быть готовым к большому количеству брака по фокусу. И не стоит забывать, что звенящая резкость с мягкорисующей оптикой — это не совсем то, чего стоит ожидать.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/2500 с

Но один совет по фокусировке мы всё же дадим. Лучшие результаты у нас получались при серийной съёмке, когда кольцо фокуса непрерывно вращалось около предполагаемой точки резкости. В серии обязательно оказывались удачные кадры. Ведь ход кольца фокусировки у объектива очень большой и плавный, как и положено подобной оптике. Кстати, это даёт возможность использовать Гелиос 40-2 ещё и для видеосъёмки.

Весьма специфично организовано управление диафрагмой. Здесь за её установку отвечают два кольца — конструкция пришла к нам из тех времен, когда не было не то что электронного управления, но и механизма прыгающей диафрагмы как такового. Сначала нужно выставить желаемое значение диафрагмы промаркированным кольцом со ступенчатым ходом, а потом физически закрыть диафрагму до нужного значения кольцом с плавным ходом. С одной стороны, это позволяет строить кадр через видоискатель с открытой диафрагмой, а перед съёмкой закрывать её, не глядя, до предустановленного значения. С другой — это может запутать новичков. Одно можно сказать точно: возможность плавного и бесступенчатого закрытия диафрагмы оценят видеографы.

Фото: Влад Шутов

ILCE-7RM3 / Гелиос 40-2 Установки: ISO 2000, f/5,6, 1/250 с

Выводы

Гелиос 40-2 — это, прежде всего, творческий объектив, главная ценность которого не в высокой светосиле или звенящей резкости, а в уникальном, неповторимом и самобытном рисунке. Безусловно, это объектив с характером: ручная фокусировка не даст вам расслабиться ни на секунду.

Рисунок может меняться в зависимости от условий съёмки — дистанции фокусировки, освещённости и структуры фона. Получить два одинаковых кадра очень трудно. При этом на снимках может присутствовать софт-эффект, неоднородность заполнения бликов, закрученность боке, в контровом свете падает контраст.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 400, f/1,5, 1/200 с

Но все эти формальные недостатки в рисунке Гелиос 40-2 удивительным образом удачно сочетаются, делая его уникальным портретником. Картинка с него притягивает, завораживает, заставляет разглядывать кадр внимательнее. Он не такой, как другие современные объективы.

Фото: Павел Молчанов

Canon EOS 5DS R / Гелиос 40-2 Установки: ISO 100, f/2, 1/1000 с

Мы рекомендуем Гелиос 40-2 в первую очередь для художественных фотосессий, интересных экспериментов. Он может быть полезен как опытным фотографам, которые хотят освоить творческие приёмы работы с мягкорисующей оптикой, так и новичкам, желающим выделить свои снимки на общем фоне за счёт уникального боке.

Фотографы хорошо помнят этот объектив. Это был лучший портретный объектив для фотоаппаратов Зенит. Фокусное расстояние 85 мм и светосила 1:1,5 — характеристики, которые сразу заинтересуют портретистов.

Историческая справка

Все началось с объектива Гелиос-40. Согласно официальной версии Красногорского завода им. С.А. Зверева, аналогом оптической схемы (6 элементов в 4 группах, сверх светосильный анастигмат типа «Планар») был объектив немецкой компании Carl Zeiss Jena Biotar 1,5/75 1938 г.

Существует и другая версия, согласно которой объектив был якобы «скопирован» с объектива Leica «Summarex» 1,5/85.

Однако, хотя объектив «Summarex» 1,5/85 действительно имеет некоторое внешнее сходство с объективом «Гелиос-40», его оптическая схема существенно отличается: она состоит из 7 элементов в 5 группах.

Расчёт объектива «Гелиос-40» выполнил Д.С. Волосов в 1950 году. На КМЗ он имел технологическое название «ГК-40» — Гелиос Красногорский.
«Гелиос-40» демонстрировался на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 год) в качестве сменного объектива к дальномерной фотокамере «Комета», в варианте с байонетом Leica M и к зеркальной камере «Старт». Производился в качестве сменного для зеркальных камер «Старт» и «Зенит».
Объектив выпускался Красногорским механическим заводом несколькими разновидностями для зеркальных фотоаппаратов с резьбовым присоединением оптики: M39×1/45,2 — Гелиос-40, и вариант с присоединительной резьбой M42×1/45,5 — Гелиос-40-2.

В 2012 году, после возобновления выпуска Гелиоса-40-2, на КМЗ была подготовлена конструкторская документация на байонетные (Nikon и Canon) варианты объектива.

На тестирование был предоставлен объектив в варианте Гелиос-40-2 85mm /1.5 с адаптером Canon/M42 (для Canon). В продаже имеются объективы со встроенным байонетом Canon, которые несколько дешевле.

Технические характеристики

Читайте также:  Acpi acpi000c windows 7 x64
Фокусное расстояние: 85 мм (85,18 мм)
Относительное отверстие: 1:1,50
Угол поля зрения 28°
Размер кадра 24×36 мм
Количество линз/групп: 6/4
Разрешающая способность по ТУ (центр/край):
Гелиос-40 32/16 линий/мм
Гелиос-40-2 36/17 линий/мм
Дисторсия ≈ 0,1%, бочкообразная
Коэффициент светопропускания 0,75
Формула цветности 10—0—4
Тип просветления:
старых выпусков химическое, однослойное
выпуска 2012 года многослойное
Ближний предел фокусировки:
Гелиос-40 1,15 м
Гелиос-40-2 1,15 м или 0,8 м (в моем случае 0,8 м)
Пределы шкалы диафрагм
Количество лепестков диафрагмы: 10
Соединения объектива с камерой:
Гелиос-40 M39×1
Гелиос-40-2 M42×1
для ввинчивающихся насадок:
Гелиос-40 СпM66×0,75
Гелиос-40-2 M67×0,75 (на части объективов встречается M66×0,75)
для надевающихся насадок:
Гелиос-40 ∅68 мм
Гелиос-40-2 ∅70 мм
Рабочие отрезки:
Гелиос-40 45,2 мм
Гелиос-40-2 45,5 мм
Гелиос-40-2-C 44 мм
Гелиос-40-2-N 46,5 мм
Габаритные размеры (с 2012 года):
Гелиос-40-2 Ø 82×99 мм (без крышек)
Гелиос-40-2-C Ø 82×91 мм (без крышек)
Гелиос-40-2-N Ø 82×96 мм (без крышек)
Масса (с 2012 года):
Гелиос-40-2 950 г (без крышек)
Гелиос-40-2-C 820 г (без крышек)
Гелиос-40-2-N 800 г (без крышек)
Год разработки 1950 г.
Годы производства (КМЗ):
Гелиос-40 с 1956 г.
Гелиос-40-2 с (нет точных данных) по 1990 г. Возобновление производства — с августа 2012 г.
Гелиос-40-2-C с мая 2013 г.
Гелиос-40-2-N с мая 2013 г.

Объектив был представлен:

  • в которой находился объектив, футляр с Руководством по эксплуатации и двумя крышками,
  • также был представлен адаптер М42-EOS с чипом.

Наличие чипа на адаптере порадовало. Чип, который еще называют «одуванчиком» при съемке облегчит наводку на резкость.

Объектив Гелиос-40-2 85mm /1.5 c адаптером Canon/M42 + Canon 5D Mark II

Мне был представлен объектив Гелиос-40-2, с номером № 130901. Если учитывать, что первые две цифры в номере обычно обозначают год выпуска, то предоставленный Гелиос-40-2 был выпущен в 2013 году. Тестирование проводилось с камерой Canon 5D Mark II.

Читайте также:  Asus p8h61 разгон процессора

Конструктив (внешний)

Конструктивно объектив Гелиос-40-2 изготовлен из металла и стекла.
Кольцо установки диафрагмы (все устанавливается вручную) расположено на передней части объектива. Вращение происходит с фиксацией на каждой диафрагме. Кроме этого, объектив имеет дополнительное кольцо предварительной установки диафрагмы, установленное посередине объектива. Предварительная установка диафрагмы реализована очень удобно, так как ее кольцо имеет большой хват. Это один из немногих объективов, где реально удобно пользоваться кольцом предварительной установки диафрагмы. Ход кольца предварительной установки диафрагмы плавный.
Кольцо фокусировки имеет гайкообразную форму и плавный ход. В отличие от старых объективов, на Гелиос-40-2 отсутствует хомут гнезда штатива, который раньше имелся на объективе и зачастую мешал проведению наводки на резкость. В таком варианте исполнения помех для вращения кольца фокусировки не было. Главное изначально привыкнуть к расположению всех колец, чтобы не возникало излишней нервозности. Особенно это касается тех, кто привык работать с автофокусными камерами. Автомобилисты меня поймут: тот, кто привык ездить на автомате, не всегда сразу сможет пересесть на механику, а если еще и учился на автомате, то потребуется дополнительная учеба по освоению иного управления. Учитывая старый большой опыт работы с мануальными объективами, съемка с этим объективом у меня не вызвала осложнений.

Оптическая схема и внутренний конструктив

Объектив снабжен ирисовой диафрагмой. Диафрагма имеет 10 лепестков сложной формы, при закрытии принимает форму «циркулярной пилы». Количество лепестков больше среднего, но при ее закрытии образуется отверстие, похожее на циркулярную пилу. Это становится заметным в зоне нерезкости на закрытой диафрагме, когда светящиеся точки превращаются в «циркулярку», что не очень хорошо для портретной съемки. Однако, для портрета данный объектив имеет самую интересную (с художественной точки зрения) картинку на полностью открытой диафрагме F1.5.

Читайте также:  I865p pe g i848p

Стекла большие и массивные, вследствие чего объектив достаточно тяжел и с легкими аппаратами может возникнуть весовой дисбаланс. Похожая ситуация происходила на Зенитах, из-за чего дополнительно вводился хомут с гнездом штатива. На Canon 5D Mark II проблем с весом у меня не возникло: корпус камеры достаточно тяжел.

Фокусировка и съемка

В целом, фокусировка при наличии чипа на адаптере (одуванчика) не вызывает сложностей. Фокусировочное кольцо следует вращать до появления на экране мигающего сигнала датчика фокусировки аппарата. Без чипа, возможно, были бы затруднения, особенно на полностью открытой диафрагме. Но это — дело привычки. Ведь во времена пленки не было ни автофокуса, ни чипов, а снимали резко.

Снимать, по крайней мере на Canon 5D Mark II, лучше в ручном режиме, установив ISO, выдержку и диафрагму вручную и отслеживая показания экспонометра в поле камеры (поправка +/- 2). Конечно, не следует забывать приводить кольцо предварительной установки диафрагмы в исходное состояние после наводки на резкость и установки параметров съемки. Я думаю, трудностей не будет, учитывая, что после каждой съемки результат сразу же виден на экране.

Лабораторные испытания

Лабораторные испытания доставшегося мне на тестирование объектива я не проводил. Вот что мне удалось найти в интернете. Это проведенные испытания Гелиоса выпускавшегося для фотоаппаратов Зенит (более ранних лет выпуска, чем 2012 год) и цифровой фотокамеры Pentax K10D.

Согласно результатам данных испытаний, на полностью открытой диафрагме объектив резок только в центре. Начиная с диафрагмы 4, резкость по краям становится приемлемой, а на диафрагмах 5,6 и 8 почти выравнивается с центром. Вывод: использование полностью открытой диафрагмы оптимально при съемке портретов. Увлекающиеся художественной фотографией смогут найти множество интересных применений этому эффекту.

Картинка на выходе и примеры съемки

Когда объектив имеет какую-то особенность, с этой особенности и начинают испытания. В нашем случае это диафрагма 1,5. С этой диафрагмы я и начал снимать, и был приятно удивлен: этим объективом можно снимать на полной дыре, при этом резкость, особенно по центру, вполне достаточная даже для печати крупноформатных снимков. Мне даже показалось, что объективы новой серии, запущенные в 2012 году, стали резче по краям на полностью открытой диафрагме. С уменьшением диафрагмы резкость растет и после 5.6 «звенит». Даже в дальнем поле объектив дает весьма детализированное изображение. Резкость даже на полном кадре на краях кадра в поле очень хорошая.

Для чего бы я посоветовал этот объектив? В первую очередь, конечно, для портрета. Хорошим он будет и для съемок пейзажа — как природного, так и городского, особенно с учетом светосилы, ночью. Он хорош везде, где не надо спешить, где можно поэкспериментировать с глубиной резкости и где можно применить его особенность — малую глубину резкости.

Итак, практическая съемка:

Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне, что не согласуется с данными лабораторных испытаний. Потому я и сказал: мне кажется, характеристики новой серии аппаратов улучшились. Можно полагать, что именно с этой матрицей данный объектив ведет себя достаточно хорошо.

Для проверки резкости по полю я провел съемку картины как на полностью открытой диафрагме, так и на диафрагме 2.8.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. На снимке заметно достаточно сильное виньетирование, поэтом при обработке RAW файла я применил профиль объектива Zeiss Planar T* 1.4/85 и получил выровненную картинку, по которой легче провести анализ резкости.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что центральная часть достаточно резкая, затем резкость начинает падать, при этом создается ощущения появления кольца падения резкости, потому что к краю она снова начинает расти. В принципе, это согласуется с графиком MTF, который я нашел в интернете.

Снимок сделан с диафрагмой 2.8. Анализ снимка по поверхности от центра к краю показывает, что резкость значительно возросла и выровнялась по полю.

Снимок сделан с диафрагмой 3.2. Резкость по всему полю кадра на очень высоком уровне.

Снимок сделан с диафрагмой 2.0. Рисунок объектива создает атмосферу и кажется, что снимок снят не на цифру, а на пленку.

Снимок сделан с диафрагмой 1.5. Глубина резкости маленькая, фон полностью размыт.

Выводы

Объектив будет интересен всем, кто хочет увидеть мир с особой, художественной точки зрения, кто желает ощутить его специфические художественные возможности. Обрабатывая снимки, я ловил себя на мысли, что работаю со снимками, сделанными на пленочную камеру. Как мне кажется, объектив получит второе рождение и, возможно, превзойдет по результатам тот пленочный вариант. Все-таки сейчас мы имеем куда более развитую систему обработки RAW файлов и не привязаны к жесткой системе пленка — проявитель, когда при печати не всегда можно было справится с мягко мало контрастной и зачастую слабо резкой картинкой. Энтузиасты и те, кто снимал им раньше, этот объектив уже приняли. Теперь, после того, как возобновился его серийный выпуск, да еще под столь популярные камеры как Canon и Nikon, его возможности смогут опробовать и другие любители, которые только слышали об этом объективе из рассказов старых пленочников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector